Повреждение мениска

Мениск коленного сустава

Самой часто встречаемой травмой коленного сустава является повреждение мениска.

Мениском называют хрящевую прослойку, расположенную в коленном суставе между бедренной и большой берцовой костью. Мениск повышает площадь контакта костей, благодаря чему увеличивается стабильность коленного сустава, играющего огромную роль при перемещении человека в пространстве.

В коленном суставе располагается два мениска, наружный и внутренний. Они соединяются связками для согласованного выполнения функций. Помимо соединения между собой внутренний мениск связан с костью в отличие от наружного. Поэтому при повреждении коленной кости повреждения внутреннего мениска часто встречаются, а наружного значительно реже.

Мениски имеют структуру волокнистого хряща и обычно полулунную форму, но бывают и дисковидной. В строении мениска можно выделить 3 части:

• переднюю (передний рог);
  • среднюю (тело);
  • заднюю (задний рог).

Повреждения мениска

К сожалению, травмы менисков встречаются очень часто, так как повредить их легко. Люди, профессионально занимающиеся спортом (фигуристы, балерины, теннисисты и др.) наиболее часто подвержены травмам менисков. Но помимо спортсменов повреждения менисков могут появиться у людей, жизнедеятельность которых связана с физическими нагрузками и активными движениями.

Повреждения мениска можно разделить на несколько типов в зависимости от локализации повреждения (тела, переднего или заднего рога) и характера повреждения.

По характеру повреждений выделяют следующие виды разрывов мениска:

• полный (целостность мениска нарушена во всех его частях);
  • неполный (повреждена часть мениска);
  • лоскутный (разрыв мениска внутрь);
  • раздробленный (многочисленные повреждения мениска);
  • поперечный (в мениске появляется выемка во внутреннюю часть);
  • продольный (нарушения по окружности всего мениска, так называемая «ручка лейки»).

Наиболее часто встречаемые типы повреждений менисков:

• защемление (мениск сжимается хрящами колена);
  • отрыв (мениск отделяется от места крепления в колене или его оторванная часть свободно перемещается в полости сустава);
  • надрыв (частичный разрыв мениска и его связок).

Отрывы мениска являются самыми тяжелыми формами повреждений, устранение которых выполняется хирургическим методом.

Защемление мениска лечится консервативными методами. Для начала необходимо освободить зажатый мениск путем вправления коленного сустава методом мануальной терапии (1-3 сеанса). Далее в целях восстановления функций коленного сустава применяются физиотерапевтические процедуры, возможно назначение противовоспалительных средств и хондропротекторов на основе гиалуроновой кислоты. Методы лечения повреждений мениска определяются специалистом с учетом характера травмы и общего состояния здоровья пациента.

Причины повреждений мениска

Так как мениски являются очень хрупкими элементами коленного сустава, то спровоцировать их повреждения крайне легко. На возникновение повреждений мениска могут повлиять:

• получение прямых травм при падении или ударе колена о какой-либо предмет (угол лестницы, кровать и др.);
  • резкие движения при выпрямлении ноги;
  • неудачные движения при занятиях спортом (при катании на коньках, лыжах, прыжках и т.д.), а также когда человек подвернул ногу или споткнулся;
  • врожденные слабые связки суставов;
  • перенесение или наличие таких заболеваний, как артрит, подагра, артроз коленного сустава (коксартроз);
  • перенапряжение мышц.

Таким образом, с учетом вышеперечисленных причин повреждения мениска могут возникнуть у женщин и мужчин в любом возрасте. Они носят характер внезапного резкого щелчка.

Признаки повреждения мениска

При повреждении мениска следует выделить два периода, характеризующиеся различными симптомами. На протяжении первого острого периода повреждение мениска диагностировать трудно, потому что появляется воспаление, которое, однако, может быть спровоцировано и другими повреждениями колена. Поэтому при подозрении на повреждение мениска необходимо ориентироваться на болевые ощущения в предполагаемом месте травмы. Боль возникает в мениске, вызывая нарушения его целостности (часто в случаях первичной травмы появляются болевые спазмы в результате надрыва или ущемления, а разрыва самого мениска нет). Через пару недель наступает второй период, в течение которого могут появиться трудности при сгибании колена, мышечная слабость, выпот, боль в коленном суставе, а также боль при обувании.

Повреждения мениска сопровождаются следующими признаками:

• чувством боли в области мениска при выполнении каких-либо движений;
  • ограниченным объемом движений (полный разгиб ноги затруднен, невозможность полного приседания и др.);
  • блокадой коленного сустава;
  • нарушениями походки (прихрамывание);
  • постепенным ослаблением мышц и др.

При первых признаках повреждения мениска рекомендуется обратиться к специалисту, так как застарелые повреждения могут спровоцировать деформацию суставного хряща, воспаления синовиальной жидкости, а также развитие посттравматического артроза.

Диагностика менисков

При диагностике повреждений мениска врач-травматолог учитывает анамнез пациента, проводит осмотр колена и исследование коленного сустава инструментальными методами. Среди инструментальных методов самым надежным является МРТ (магнитно-резонансная томография). МРТ является единственным методом, с помощью которого оценивается состояние мягких тканей. Томограмма позволяет увидеть изменения, произошедшие с мениском, определить тип повреждения (защемление, отрыв или надрыв) и степень его разрыва. Степень разрыва мениска устанавливается в соответствии с классификацией Столлера (выделяется 4 степени). Полученная информация, используется специалистом для выбора наиболее эффективной методики лечения мениска.

Помимо МРТ, возможно применение ультразвукового исследования и компьютерной томографии для визуализации повреждений (методы рентгенографии не используются, поскольку мениски пропускают рентгеновские лучи и не отображаются на снимке). Однако проведение рентгенологических исследований возможно, так как они позволяют исключить повреждения костных структур, а также уточнить взаимодействия элементов коленного сустава. Например, травматические повреждения менисков часто сопровождаются другими повреждениями сустава колена (деформация крестообразных или боковых связок, капсулы коленного сустава, разрушение хряща).

А также возможно изучение всех структур коленного сустава на диагностическом этапе методом артроскопии.

Лечение повреждений мениска

Для лечения повреждений мениска могут применяться консервативные и хирургические методы, зависящие от степени и характера повреждения. Например, при маленьком единичном разрыве мениска возможно консервативное лечение.

Консервативные методы подразумевают следующие лечебные мероприятия:

• устранение отеков и боли;
  • пункция сустава;
  • удаление крови, скопившейся в суставе;
  • в случаях блокады сустава применение мануальной терапии для ее устранения;
  • наложение гипсовой повязки для неподвижности сустава (от 3-6 недель);
  • применение физиотерапевтических методов для восстановления функций сустава и др.

При правильно подобранных методах лечения повреждений мениска пациент возвращается к привычному образу жизни через 1,5-2 месяца.

Если после консервативного лечения пациента вновь начинают беспокоить боли в колене, затрудняются движения, возникают повторные блокады суставов, то необходимо оперативное вмешательство. Операции проводятся при застарелых повреждениях и тяжелых случаях. В наши дни самым востребованным методом хирургического воздействия является артроскопия, преимуществами которой являются: низкая травматичность, высокая эффективность и бережное отношение к тканям.

Артроскопическая операция при разрывах мениска выполняется закрыто. При помощи артроскопа (специального оптического оборудования), вводимого через 2 микроразреза, изучаются отделы коленного сустава, более точно определяется локализация, характер и степень повреждения. Учитывая полученную информацию, хирург выбирает оптимальную тактику хирургического лечения: либо удаление поврежденной части мениска, либо ее восстановление. Полное удаление мениска не рекомендуется проводить, так как это способствует постепенному развитию коксартроза.

Следует отметить, что своевременная диагностика и проведение операции квалифицированными специалистами позволяет достичь высоких результатов при лечении повреждений мениска, а также восстановить их нормальное состояние.

Если пренебрегать лечением повреждений мениска, то могут возникнуть осложнения в виде разрушения хряща. А восстановление хряща невозможно, тогда потребуется операция по замене хряща – эндопротезирование. Поэтому важно обратиться к травматологу как можно раньше.

Реабилитационный период

После артроскопической операции пациент пребывает в стационаре от 1-3 дней из-за низкого уровня травматичности операции. В течение восстановительного периода необходимо ограничить физическую нагрузку на ногу до 2-4 недель. Лечащий врач определяет длительность реабилитации и комплекс восстановительных мер в индивидуальном порядке. После устранения тяжелых повреждений пациенту возможно будет рекомендована ходьба при помощи средств поддержки (костыли, трость) и ношение наколенника. Лечебная гимнастика проводится уже на первой неделе после операции. Пациенту разрешается вновь заниматься спортом после полного восстановления мениска, т.е. через 4-6 недель.

Преимущества лечения повреждений менисков в Клинике Новая Медицина:

• Разработка индивидуальной программы лечения пациента;
  • В распоряжении Клиники находится современное диагностическое оборудование и новая операционная, отвечающая всем европейским стандартам качества!
  • Максимально быстрые сроки реабилитации благодаря проведению восстановительного комплекса и соблюдению рекомендаций специалистов;
  • Возможность пребывания в комфортабельном стационаре;
  • Клиника сотрудничает со специалистами из ЦИТО (Центрального Института Травматологии и Ортопедии им. Н.Н. Приорова). Многолетний опыт и высокий уровень квалификации хирургов позволяет успешно проводить операции по устранению повреждений менисков любой степени сложности.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Корольков Олег Львович