Грыжа межпозвонкового диска

Самым распространенным проявлением остеохондроза позвоночника является грыжа межпозвонковых дисков. Это сопровождается болью в нервных корешках, иногда с парезами (ослаблением произвольных движений) или параличами мышц ног. Также возможны нарушения функции тазовых органов. По статистике около 20% больным с грыжами межпозвоночных дисков необходимо оперативное лечение.

Грыжа позвоночника возникает в результате деформации межпозвонкового диска. Грыжа выпячивается и давит на корешок нерва, вызывая воспаление с отеком. Защемленный нерв посылает сигналы в головной мозг, при этом больной воспринимает их как боль в ноге. Та часть нерва, которая находится вне места сдавливания, практически перестает функционировать. Это приводит к потере чувствительности и появлению слабости в нижних конечностях.

В возрасте от 30 до 50 лет дегенеративные изменения в пояснично-крестцовом отделе становятся одной из главных причин частичной или полной утраты трудоспособности. Около половины всех нейрохирургических вмешательств проводятся из-за заболеваний на пояснично-крестцового уровне.

Виды межпозвоночных грыж

Медицинская наука выделяет 3 вида заднебоковых и задних медианных грыж межпозвоночных дисков:

1. Неполная протрузия диска. Межпозвоночный диск немного смещается и выпячивается, но разрыва фиброзного кольца не происходит. К этому приводит усиленное давление спазмированных мышц на межпозвонковый диск. И сам диск и окружающие его связки выдерживают давление, но слегка смещаются в сторону, уменьшая размер межпозвонкового отверстия. А нервный корешок, проходящий через это отверстие, защемляется, причиняя боль. Особенность неполной протрузии заключается в том, что ее легко устранить, убрав мышечный спазм и воспаление нервного корешка.

2. Истинная протрузия диска. Возникает в результате травмы позвоночника или мощного спазма мышц. Давление на диск оказывается настолько избыточным, что пульпозное ядро (полужидкое белковое образование, на 80% состоящее из воды) межпозвонкового диска выпячивается и надрывает окружающие ткани фиброзного кольца. При этом пульпозное ядро просачивается через микроразрывы фиброзных волокон и уменьшает размер межпозвонкового отверстия. Уровень протрузии определяет симптомы. Например, на поясничном уровне таковыми являются: болевые ощущения в спине, онемение в ногах и паху. На шейном уровне: боль в шее, отдающая в плечи, в одну из рук, головные боли или понижение артериального давления.

3. Пролапс или выпадение пульпозного ядра. Это наиболее тяжелый вид грыжи межпозвонкового диска: от чрезмерного давления фиброзные волокна полностью разрушаются, и пульпозное ядро большей частью выпадает наружу. Естественно, просвет межпозвонкового отверстия спинномозгового канала почти полностью перекрывается. Это порождает резкие боли в поясничном отделе, затем – в одной или обеих ногах (радикулит). Так как организм инстинктивно ищет положение с наименьшим защемлением нерва, может возникнуть перекос тела. Нарушается чувствительность ног, они немеют, а в наиболее тяжелых случаях происходит их парализация. Также нарушается правильная работа нижних отделов кишечника и мочевого пузыря.

Симптомы, сопровождающие грыжи межпозвоночных дисков

Болевой синдром:

• часто боли возникают еще в юношестве после физических нагрузок, некомфортного положения за рабочим столом или в кровати;
  • при наклоне с одновременным поворотом в какую-либо из сторон;
  • характерна внезапная легкая боль в пояснице.

Затем появляются боль и слабость в одной из ног. Иногда это сопровождается потерей чувствительности на внутренней стороне стопы и нижней части голени или наоборот. При движениях, чихании или кашле боли в ногах и спине усиливаются. Постепенно возникает потребность в постельном режиме. Потому что небольшого облегчения можно добиться в положении лежа, положив ноги на подушку или просто приподняв.

Вегетативные расстройства:

• гипотермия кожи;
  • пастозность (небольшая отечность) кожных покровов;
  • изменение потоотделения (излишняя сухость кожи).

Вынужденное положение (позы, компенсирующие сдавливание и натяжение нервного корешка) приводит к:

• сколиозу;
  • уплощению поясничного лордоза (изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед);
  • ограничению гибкости туловища и напряжению длинных мышц спины;
  • невозможности выпрямить ногу из-за возникающей боли.

За счет атрофии мышц может наблюдаться похудание. Двигательные нарушения (парезы и параличи) характерны для особо тяжелых случаев. Ранним стадиям заболевания сопутствуют симптомы раздражения, поздним – выпадение функций.

К симптомам грыжи межпозвоночного диска поясничного отдела относятся:

• появление боли и ощущения слабости в спине, стопах или ногах;
  • онемение стоп или ног;
  • иногда наблюдается утрата контроля над кишечником и мочевым пузырем.

Грыжу позвоночника шейного отдела сопровождают следующие симптомы:

• появление боли, распространяющейся в руку, лопатку или плечо. Иногда боль сопровождается покалыванием и онемением в руке. В некоторых случаях появляется слабость определенных мышц: бицепса, трицепса, кисти;
  • боль, возникающая при поворотах или наклонах головы;
  • возникновение мышечных спазмов.

Симптомы грыжи крестцового отдела позвоночника:

• появление скачков артериального давления и головокружений;
  • возникновение боли в пояснице, усиливающейся при движении;
  • нарушения функций органов малого таза;
  • покалывания или онемение в зонах иннервации ущемленных нервных корешков;
  • нарушения чувствительности нижних конечностей;
  • появление слабости ног.

Лечение межпозвоночной грыжи диска

Все методы лечения таких грыж можно разбить на три группы:

• консервативные методы лечения (основная цель которых – избежать оперативного вмешательства);
  • операция;
  • послеоперационное восстановление.

Боль – это сигнал о возникновении неблагоприятной ситуации. Вероятность того, что лечение грыжи межпозвонковых дисков окажется безрезультатным, увеличивается с каждым днем, в течение которого вы испытываете боль. Именно поэтому, при консервативных методах лечения вполне приемлемым является назначение противовоспалительных препаратов на краткосрочный период. В долгосрочный же период это приводит к перерастанию боли в хроническую, избавиться от которой намного тяжелее.

Если в течение длительного периода лечения грыжи межпозвонкового диска (от 2 недель до 3 месяцев) консервативная терапия не приносит ожидаемого эффекта, то следует задуматься об операции.

Оперативное лечение показано при нарастании болевых ощущений и появлении синдрома конского хвоста (онемение промежности, нарушение функций тазовых органов и снижение потенции).

В «Клинике Новая Медицина» представлены самые эффективные и современные методы лечения грыжи межпозвонковых дисков.

Нуклеопластика

Метод нуклеопластики идеально подходит для того, чтобы снять болевой синдром и пролечить состояние, которое вызвало приступ боли. Для этого не нужна госпитализация и не потребуется серьезных вмешательств. Под рентгеном доктор вводит больному в межпозвонковый диск полую иглу. После того, как врач убеждается, что игла стоит точно на нужном месте, в межпозвонковый диск, могут быть введены на выбор:

Какой компонент использовать зависит от выбранной методики. Любой из них устраняет боль, убирает воспаление и снижает давление внутри диска. Постепенно уходит отек и освобождается защемленный нерв. Фактически грыжа уменьшается.

Микрохирургическое удаление грыжи межпозвонкового диска (методика тесис)

Эндоскопическое удаление грыжи или микрохирургическое удаление грыжи межпозвонкового диска заключается в том, что доктор с помощью рентген-аппарата находит поврежденный сегмент позвоночника. Делает прокол окружающих тканей. В эту область через специальную трубку заводится инструмент. По трубке, подведенной к грыже, подается специальное вещество, позволяющее окрасить нужную ткань без вреда для окружающих тканей. Благодаря этому доктор может различать здоровые и поврежденные участки. Это особенно важно, так как в непосредственной близости расположены нервные окончания. Ткань грыжи удаляется, а в образовавшееся пространство вводится специальный раствор, способствующий регенерации, в окружающие ткани – паста для правильного рубцевания.

Микродискэктомия

Является одной из разновидностей микрохирургического удаления грыжи межпозвонкового диска. До недавнего времени микродискэктомия являлась эталоном нейрохирургии при лечении грыжи межпозвонковых дисков. Доктор удаляет грыжу межпозвонкового диска с помощью специального инструмента, делая небольшой разрез. В редких случаях необходима замена межпозвонкового диска. Вероятность положительного исхода операции тем выше, чем раньше выполнена операция.

Послеоперационное восстановление

Отличием лечения в «Клинике Новая Медицина» является то, что для регенерации тканей межпозвонкового диска мы используем генные материалы самого пациента. Для этого мы используем плазму его крови, подготавливаем ее специальным образом и вводим в ткани, требующие восстановления. Благодаря факторам роста, принадлежащим самому больному, межпозвонковый диск быстро и качественно регенерирует.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Ахмад Айман Аднан