Эпикондилит («локоть теннисиста»)

Эпикондилит — «локоть теннисиста»

Эпикондилитом называют воспалительные процессы сухожилий и тканей локтевого сустава.

В медицинской практике выделяют 2 разновидности эпикондилита, зависящих от локализации воспаления:

• внутренний (медиальный);
  • внешний (латеральный).

Для внутреннего эпикондилита характерно воспаление мышц, расположенных во внутренней части локтя и необходимых для сгибания и разгибания кисти. Встречается гораздо реже, чем внешний.

Внешний эпикондилит проявляется воспалениями сухожилий с внешней стороны локтевого сустава. Этот вид заболевания характерен для людей, деятельность которых связана с выполнением часто повторяющихся однотипных движений. Усиленная физическая нагрузка на локтевой сустав также влияет на развитие внешнего эпикондилита. Особенно часто им страдают теннисисты, поэтому заболевание имеет и другое название – «локоть теннисиста».

Следует отметить, что эпикондилитом страдают люди преимущественно старше 35 лет, как мужского пола, так и женского, однако среди мужчин заболевание встречается чаще.

Причины развития эпикондилита

Ученые выделяют несколько причин, провоцирующих появление эпикондилита.

Основным фактором, влияющим на развитие заболевания, является перегрузка сухожилий, а также микротравмы тканей, вызывающие воспалительные процессы в локтевом суставе. Перегрузка сухожилий связана с выполнением однотипных движений (сгибаний и разгибаний) в большом количестве. Профессиональные спортсмены и люди определенной специальности (работники сельского хозяйства, строители, массажисты и др.) больше всего подвержены развитию эпикондилита.

Другой причиной заболевания могут быть прямые травмы локтя. Реже эпикондилит развивается в результате однократного интенсивного напряжения локтевого сустава (например, при подъеме тяжелого чемодана).

Симптомы эпикондилита

Боль в локте является главным признаком эпикондилита, при этом на локтевом или плечевом суставе не наблюдаются внешние изменения. Болезненные ощущения носят ноющий характер и возникают в определенном месте. Часто болевые спазмы проявляются в месте поражения сустава после физических нагрузок, при этом пассивные движения не ограничены. Во время осмотра локтевого сустава травматолог определяет точку с максимальной болезненностью. При наружном эпикондилите боль возникает в наружном надмыщелке, а при внутреннем эпикондилите – в области внутреннего надмыщелка.

Следует отметить, что при эпикондилите боль не возникает в спокойном состоянии, а также во время свободного сгибания или разгибания локтя. Этот признак позволяет отличить заболевание от травмы локтя.

Если Вы испытываете боль в локтевом суставе, обратитесь за консультацией к специалисту, потому что при эпикондилите болевые симптому могут отступать, при этом воспалительные процессы в сухожилиях продолжают развиваться и приобретают хроническую форму.

Диагностика эпикондилита

При диагностике эпикондилита не применяются инструментальные и лабораторные методы (рентген, УЗИ), диагноз ставится специалистом по результатам обследования пациента методом пальпации. Однако в некоторых случаях применяется рентгенография, позволяющая оценить состояние костных структур и выявить их поврежденные участки в области локтя.

При осмотре устанавливается точное место боли в наружном или внутреннем надмыщелке. В некоторых случаях определяется, что заболевание затронуло прилежащие участки сухожилий. Для подтверждения эпикондилита травматолог также может провести дополнительные тесты, позволяющие определить сопротивление локтевого сустава активному движению. При внешнем эпикондилите вычисляется сопротивление разгибанию кисти, а при внутреннем сопротивление сгибанию в лучезапястном суставе.

Лечение эпикондилита

При лечении эпикондилита специалисты прибегают к консервативным методам, а хирургическое лечение является крайней мерой. Операция проводится в том случае, если на протяжении года консервативные методы не дают положительных результатов при лечении заболевания.

Необходимо учитывать, что эпикондилит является длительно протекающим заболеванием, поэтому и его лечение занимает достаточно продолжительное время. Это обусловлено тем, что пациенты поздно обращаются за медицинской помощью, когда заболевание приобрело прогрессирующий характер в силу постоянных воспалений в суставе.

Если причиной эпикондилита является профессиональная деятельность, то следует воздержаться от нее на время лечения. Врач назначает покой для мышц поврежденной руки, т.е. необходимо ограничить движения в локтевом суставе. Для фиксации сустава возможно наложение шины или гипсовой повязки (особенно в случаях, когда пациент испытывает ярко выраженную боль). Физические нагрузки на больную руку противопоказаны.

Исключением является развитие эпикондилита из-за прямой травмы локтя. Если микротравма является результатом воспаления, то необходимо прикладывать лед в области полученной травмы. Для восстановления двигательных функций назначается ЛФК и массаж (назначение массажа по усмотрению врача). Лечебная гимнастика состоит из несложных упражнений, выполнение которых стимулирует работу мышц и растягивает поврежденные сухожилия. Методы прикладной кинезиологии позволяют снять отеки, болезненные ощущения и напряжение в мышцах, а также способствует их восстановлению в кратчайшие сроки. Все эти меры направлены на естественное восстановление мышц и сухожилий.

Консервативное лечение эпикондилита

Консервативное лечение включает применение медикаментозных препаратов и проведение физиотерапевтических процедур, которые позволяют снять боль и сохранить подвижность в локтевом суставе.

Медикаментозное лечение применяется для снятия воспаления в суставе. С этой целью используются нестероидные противовоспалительные гели или мази, а прием анальгетиков общего действия позволяет снять острый болевой синдром.

В ситуациях, когда не удается устранить боль с помощью нестероидных средств, проводится блокада. Она способствует эффективному уменьшению воспалительного процесса и снятию острого болевого синдрома. Для этого пациенту внутримышечно делают инъекцию на основе глюкокортикостероидов (гидрокортизон и др.). Блокада проводится однократно, за исключением особо тяжелых случаев, когда возможно повторное введение инъекции через 1-2 недели.

Однако такая процедура противопоказана пациентам, страдающим:

• почечной недостаточностью;
  • тромбофлебитом;
  • диабетом;
  • гипертонией;
  • туберкулезом;
  • пептической язвой;
  • некоторыми инфекционными заболеваниями.

Обо всех противопоказаниях уточните у Вашего лечащего врача.

Методы физиотерапии активно применяются при лечении эпикондилита, так как обладают высокой результативностью. В Клинике Новая Медицина применяют следующие физиотерапевтические процедуры:

• Криотерапия;
  • Ультразвуковая терапия;
  • Парафинотерапия;
  • Ударно-волновая терапия;
  • Магнитотерапия;
  • Внутритканевая электростимуляция и др.

Помимо физиотерапевтических метод при лечении эпикондилита может применяться гирудотерапия. В клинике Вы также можете воспользоваться этим методом!

Положительные результаты в лечении эпикондилита консервативными методами достигаются, как правило, через 2-3 недели. В особо тяжелых случаях, когда консервативное лечение неэффективно в течение года, специалисты применяют хирургические методы.

Фасциомиотенотомия – хирургическое вмешательство, направленное на устранение пораженных тканей в локтевом суставе. После операции сустав иммобилизируется для скорейшего заживления. Спустя 2-3 недели пациенту разрешается приступить к облегчённому труду для восстановления функций мышц , а через 4-6 недель — к постоянной работе.

В профилактических целях рекомендуется носить специальные фиксирующие повязки при занятиях спортом и во время работы (если профессиональная деятельность связана с выполнением однотипных движений). Ограничение нагрузки на руки, применение противовоспалительных мазей и лечебная гимнастика – все эти меры позволяют предотвратить развитие эпикондилита.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Корольков Олег Львович