Стабилизирующие операции на позвоночнике

Стабилизация позвоночника: стабилизирующие операции, системы

Как правило, операция необходима лишь небольшой группе людей, испытывающих боль. И проводится она после того, как консервативная терапия оказалась неэффективной. Одним из видов хирургических операций являются стабилизирующие операции на позвоночнике. Они позволяют избавиться от боли, фиксируя сверхподвижные соседние позвонки.

За последние 20 лет стабилизирующие операции на позвоночнике пережили настоящую технологическую революцию, связанную с появлением новых систем стабилизации позвоночника. Что привело к резкому сокращению количества осложнений и общим улучшениям результатов операций. Сегодня стабилизация позвоночника – это отработанная до мелочей методика, ставшая одной из самых популярных в современной нейрохирургии.

Цели стабилизирующих операций на позвоночнике

Одной из основных целей стабилизирующих операций на позвоночнике является устранение болевого синдрома. Для этого необходимо обеспечить неподвижность поврежденного сустава. Стабилизация позвоночника как раз обеспечивает прочное соединение двух и более позвонков в единую систему.

Довольно часто стабилизирующая операция сочетается с декомпрессией нервных образований. Декомпрессия освобождает спинной мозг и нервные корешки от сдавливания, которое возникает при грыже межпозвонковых дисков и остеофитах (костных наростах).

Показания к стабилизирующим операциям позвоночника

Стабилизация позвоночника выполняется в следующих случаях:

1. При выпадении или смещении дисков. При сильном остеохондрозе или деформирующем спондилезе часто возникает смещение позвонков, особенно в области поясницы, где осевая нагрузка повышена.

2. При разрушении позвонков. Причиной разрушения позвонков может стать раковая опухоль, разросшиеся метастазы, туберкулез или остеопороз.

3. При травмах. Хирургическая фиксация востребована при множественных и обычных переломах тел позвонков. Стабилизирующая операция может быть и дополнением к основной операции. Например, к удалению тел позвонков, отростков, дисков и дужек.

К каждой операции нейрохирурги Клиники Новая Медицина подходят индивидуально, поэтому стараются учитывать всю имеющуюся информацию о пациенте:

• степень испытываемого болевого синдрома;
  • сопутствующие заболевания;
  • образ жизни пациента;
  • и другие обстоятельства.

Перед операцией проводится тщательная диагностика с помощью магнитно-резонансного и компьютерного томографов.

Только при таком серьезном подходе нейрохирург может сделать оптимальный выбор нужного метода фиксации позвоночника.

Заболевания, требующие стабилизирующих операций на позвоночнике

Немного о строении позвоночника

Позвоночник — это сложная система, состоящая из нескольких позвоночных сегментов. Каждый из них в свою очередь состоит из двух позвонков, объединенных межпозвонковым диском, мышцами и связками. Подвижность между позвонками обеспечивают фасеточные суставы. При этом из позвоночника через межпозвонковые отверстия выходят кровеносные сосуды и нервные корешки.

Нестабильность позвоночного сегмента

Для каждого позвоночного сегмента природой отпущен ограниченный объем движений. Когда же происходят патологические изменения, развивается нестабильность позвоночника. Иногда между позвонками возникает избыточный объем движений, тогда это называют сегментарной нестабильностью.

Нестабильность позвоночника опасна следующими последствиями:

• повреждением или раздражением нервных корешков;
  • воспалением и повреждением фасеточных суставов (из-за повышенных нагрузок);
  • развитием дегенеративных изменений;
  • появлением боли.

Нередко при сегментарной нестабильности околопозвоночные мышцы оказываются спазмированными. Поначалу это приводит к положительному результату – к стабилизации сегмента. Но затем возникает кислородное голодание скованной мышцы, в ней скапливаются продукты обмена и появляются первые болевые ощущения.

Дегенеративное заболевание позвоночника (остеохондроз)

При остеохондрозе в позвоночнике происходят дегенеративные изменения, часто это сопровождается хронической болью, устранить которую консервативная терапия не в силах. В таких случаях стабилизация позвоночника помогает многим пациентам.

Грыжа межпозвонкового диска

Грыжа межпозвонкового диска нередко приводит к защемлению нервного корешка, реже – к компрессии спинного мозга. Если же сдавление спинного мозга происходит в шейном отделе, то возникает шейная миелопатия. Это очень опасное заболевание, грозящее полной парализацией тела, поэтому в этом случае проводят декомпрессивно-стабилизирующую операцию.

Сколиоз

Сколиоз – это искривление позвоночника в передней плоскости. Он является показателем множества заболеваний. Для некоторых из них показаны стабилизирующие операции на позвоночнике.

Спондилолиз

Тело позвонка соединено с фасеточными суставами посредством специфического анатомического образования – ножки позвонка. Именно через ножку позвонка проходят нервные корешки.

При спондилолизе происходит перелом ножки позвонка, и задняя часть позвонка (фасеточный сустав, ножка и дужка) соединяется с его телом лишь рубцовым образованием. Таким образом, несросшийся перелом ножки позвонка становится основной причиной развития спондилолиза.

Спондилолистез

Спондилолистез – это смещение позвонков. Из-за больших нагрузок ни фасеточные суставы, ни межпозвоночный диск не в силах постоянно удерживать позвонок от соскальзывания. В течение нескольких лет межпозвонковый диск растягивается, что приводит к соскальзыванию расположенного выше позвонка. Со временем в нижней части спины появляется боль. При спондилолистезе она характерна для пациентов старше 35 лет.

И при спондилолизе и при спондилолистезе стабилизирующие операции на позвоночнике могут помочь.

Виды систем стабилизации позвоночника

Выбор систем стабилизации позвоночника очень богат. В основном их изготавливают из очень прочных и инертных материалов – титана и его сплавов, карбона или особой пластмассы. Во время операции стабилизирующие системы надежно закрепляют позвонки в нужном положении. И спустя считанные месяцы они срастаются в единое костное образование.

Транспедикулярная стабилизация позвоночника

При транспедикулярной стабилизации позвоночника фиксирующие винты проходят в тело позвонка через его ножки, подтягивая специальные балки с обеих сторон. Со временем позвонки объединяются в единую костную структуру. Такие системы стабилизации позвоночника часто используются при операциях на поясничном и грудном отделах позвоночника. Транспедикулярная стабилизация позвоночника отличается коротким сроком реабилитации пациента и высокой надежностью, поэтому пациент может двигаться уже в первые дни после перенесенной операции.

Декомпрессия и дискэктомия (удаление межпозвонкового диска)

Стабилизация шейного отдела позвоночника чаще всего проходят с передним доступом. По технике выполнения эта операция сильно отличается от транспедикулярной стабилизации позвоночника. Через разрез на передней поверхности шеи при помощи специальных ретракторов отодвигаются крупные сосуды, мышцы, трахея и пищевод. Обнажается передняя поверхность позвоночника.

Затем с помощью рентгена выявляется пораженный позвоночный сегмент и приступают к декомпресии (освобождению от сдавления) нервных образований. Проводят дискэктомию (удаление межпозвонкового диска), удаляют межпозвоночную грыжу, остеофиты и, в конечном итоге, освобождают защемленные нервные корешки.

Аутотрансплантация

После удаления межпозвонкового диска образуется полость, в которую можно трансплантировать часть кости пациента (аутотрансплантат). Это очень маленький кусочек, его забирают из гребня подвздошной кости во время операции.

Но в последнее время этот способ теряет свою популярность из-за распространения протезов дисков или кейджей.

Установка кейджа

Кейдж выглядит как полая клетка. В него насыпают костную крошку пациента, добытую из гребня подвздошной кости особой фрезой. Эта операция малотравматична, с минимальной болезненностью в период восстановления.

После установки и фиксации кейджа расстояние между ближайшими позвонками увеличивается. Увеличиваются и межпозвоночные отверстия, через которые проходят сосуды и нервные окончания.

Освободившиеся нервные структуры перестают быть источником боли и пациент вновь может наслаждаться жизнью.

Преимущества стабилизации позвоночника в «Клинике Новая Медицина»

В «Клинике Новая Медицина» опытные нейрохирурги постараются максимально использовать возможности консервативной терапии и не допустить операции.

Но, если для стабилизации позвоночника понадобится хирургическое вмешательство, то мы подберем для Вас оптимальную систему стабилизации позвоночника и проведем необходимую операцию.

Особо хочется сказать о том, что такой метод лечения, как вытяжение позвоночника зачастую приводит к нестабильности позвоночника, усилению болевого синдрома и необходимости выполнения более тяжёлой операции, такой как установка системы для транспедикулярной фиксации, а на ранних этапах, если не заниматься вытяжениями, то вполне можно обойтись достаточно простой нуклеопластикой.

Мы уделяем большое внимание послеоперационному периоду и первыми в России применяем в хирургической практике регенерацию тканей с помощью обогащенной тромбоцитами плазмы пациента. Благодаря этой инновационной методике время восстановительного периода существенно сокращается и пациент быстрее возвращается к активному образу жизни.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Кудратов Алижон Нематович