Пяточная шпора

Пяточной шпорой называется заболевание стоп ног, характеризующееся наличием костных разрастаний в форме шипа на пятке.

Костное образование, так называемая «шпора», увеличивает нагрузку на ткани и провоцирует воспаление в области пяточной кости. Такие изменения подошвы вызывают чувство боли и дискомфорта при ходьбе.

Размер пяточной шпоры может варьироваться от 3 до 15 мм. Заболевание может развиться как у пожилых (в силу возрастных изменений организма), так и у молодых людей (из-за чрезмерной нагрузки), и даже у детей. Детская стопа часто подвергается деформациям из-за хрупкости связок, повышенной нагрузки (интенсивные занятия спортом, лишний вес) и неправильно подобранной обуви. Неудобная обувь может спровоцировать развитие плоскостопия, а затем и пяточной шпоры.

Так как риск появления пяточной шпоры есть у человека любого возраста, то важно наблюдаться у ортопеда и предпринимать профилактические меры, уменьшающие вероятность развития болезни.

Симптомы пяточной шпоры

Главным признаком заболевания является боль в пятке во время ходьбы и при нагрузке на стопу. При пяточной шпоре боль появляется после состояния покоя (лежания, долгого сидения). Утренние боли постепенно проходят к полудню, но возобновляются в вечернее время с новой силой.

Внезапное появление боли в области пятки (без предварительных ушибов или травм) также является симптомом пяточной шпоры. Необходимо учитывать, что данное заболевание часто является результатом воспаления в стопе, а не анатомическими изменениями в ней.

Причины появления пяточной шпоры

На развитие пяточной шпоры могут оказывать влияние следующие заболевания и факторы:

• продольное плоскостопие;
  • нарушенное кровообращение в ногах;
  • возрастные изменения организма;
  • чрезмерная нагрузка на стопу (из-за избыточного веса, усиленных занятий спортом);
  • неудобная обувь;
  • осложнения на фоне хронических заболеваний (артрит, болезнь Бехтерева);
  • наличие острой или хронической травмы пяточной кости;
  • нарушения обмена веществ.

Так как формирование пяточной шпоры зависит от многих факторов, то для его эффективного лечения важную роль играет диагностика.

Диагностика пяточной шпоры

Точное определение причин, спровоцировавших появление заболевания, позволяет подобрать оптимальные методы лечения для каждого пациента, благодаря чему процесс выздоровления ускоряется.

Главным диагностическим методом при пяточной шпоре является пальпация. Во время клинического осмотра специалист определяет природу болей и назначает биохимическое исследование крови. Анализ крови позволяет выявить или опровергнуть наличие ревматических заболеваний, которые также могут быть причиной боли в пятке.

Метод рентгенографии также может применяться для уточнения диагноза. На рентгене отображаются небольшие наросты на подошве пяточной кости, однако они не видны на ранних стадиях заболевания. Если наличие шпор не подтверждается после исследования, то болезненные ощущения вызваны развитием воспалительных процессов в пятке. А также рентген позволяет исключить такую причину боли, как перелом пяточной кости.

Лечение пяточной шпоры

При лечении пяточной шпоры применяются главным образом консервативные методы, направленные на устранение боли и воспаления в стопе (шпоры не удаляются). В «Клиника-НМ » специалисты составляют индивидуальную программу лечения пациента, учитывая причины развития заболевания и его стадию.

В Клинике проводится комплексное лечение пяточной шпоры, объединяющее следующие способы:

Медикаментозное лечение

Для устранения воспаления в пятке применяются гели, кремы и мази рассасывающего и противовоспалительного характера, а также возможно введение в организм нестероидных средств (гидрокортизон) при помощи фонофореза. При использовании лекарственных препаратов ожидаемое избавление от болезненных ощущений — в течение 5-14 дней.

Физиотерапия

Широкое применение для лечения пяточной шпоры получили физиотерапевтические методы: лазерная терапия, магнитотерапия, парафинотерапия, электрофорез, увч-терапия и др.

ЛФК и массаж

Лечебная гимнастика (ЛФК), состоящая из специальных упражнений, и массаж способствуют улучшению кровоснабжения и укреплению мышц стопы.

Кинезиология

Методы прикладной кинезиологии, благодаря мощному лечебному воздействию, позволяют снять воспаление и боль, придать тонус мышцам, улучшить кровообращение и пр.

Ношение специальных ортопедических стелек и подпяточников

Использование мягкого подпяточника при ношении обуви уменьшает нагрузку на пятку, увеличивает комфорт и дополнительную поддержку во время ходьбы.

Ударно-волновая терапия

Особой популярностью пользуется метод ударно-волновой терапии, заключающийся в воздействии импульсов ультразвуковых волн на пораженную область. В результате воздействия ударной волны ультразвука в пяточной шпоре разрыхляются отложения кальция, которые вымываются из организма с кровотоком. Таким образом, накопленные соли кальция удаляются из пораженного сустава, а при длительном применении метода удается прекратить отложение солей в связках.

А также ударно-волновая терапия позволяет возобновить процессы регенерации тканей, уменьшить отечность и воспаления, восстановить естественную структуру стопы и восстановить ее нормальное функционирование. С каждым сеансом терапии боль утихает и к концу лечения полностью проходит.

Однако ударно-волновая терапия имеет ряд противопоказаний: беременность, нарушения сердечного ритма, низкое артериальное давление, нарушения свертываемости крови, злокачественные новообразования и др. Обо всех противопоказаниях уточните у специалиста.

Комплексное применение вышеперечисленных методов позволяет эффективно преодолеть заболевание в большинстве случаев. Следует понимать, что лечение пяточной шпоры является трудоемким и довольно продолжительным процессом. Не следует запускать заболевание, так как оно может приобрести тяжелую форму. Очень редко возникают случаи, когда консервативное лечение не оказывает лечебного воздействия, и специалисты вынуждены прибегать к операции.

Хирургическое вмешательство при пяточной шпоре является крайней мерой. Операция по удалению костных разрастаний проводится, когда все методы консервативного лечения испробованы и не приносят результатов. Операция обладает продолжительным результатом, однако следует знать, что хирургическое лечение устраняет некоторые симптомы, а не причины заболевания. Поэтому после операции возможно пациентам будет назначен реабилитационный курс.

Лечение пяточной шпоры у детей

При появлении пяточной шпоры у детей ее лечение должно проводиться незамедлительно, так как болевые синдромы в пятке и стопе приводят к негативным изменениям походки. Вследствие чего у ребенка возникнуть следующие осложнения:

• сколиоз;
  • нарушения осанки;
  • плоскостопие;
  • воспаления суставов в ногах.

Методы лечения заболевания у детей и у взрослых схожи, единственным отличием является более быстрое выздоровление юных пациентов. Это обусловлено тем, что поврежденные ткани ребенка скорее восстанавливаются и выполняют свои функции в полном объеме.

Особое значение стоит уделить выбору детской обуви. Правильно подобранная обувь является основой здоровой стопы. В «Клиника-НМ» Вы можете проконсультироваться со специалистом, он расскажет Вам обо всех особенностях строения детской стопы, какую обувь следует покупать, и как предотвратить развитие детского плоскостопия и пяточной шпоры.

Профилактика пяточной шпоры

Так как лечение пяточной шпоры является довольно сложным, то для его предотвращения рекомендуется придерживаться комплекса профилактических мер. Профилактические мероприятия включают следующие действия:

• предупреждение плоскостопия и его прогрессирования;
  • ношение удобной обуви (рекомендуется приобретать обувь с каблуком до 4 см, с достаточно широким носком);
  • использование индивидуальных ортопедических стелек в случаях заболевания плоскостопием;
  • активный двигательный режим (чередование спокойного и активного состояния, занятия спортом на любительском уровне);
  • следить за нагрузкой на стопы (избегать увеличенной нагрузки на ноги; следить за весом; не заниматься видами спорта, для которых свойственна перегрузка мышц стопы; подготавливаться к продолжительным походам и т.п.);
  • наблюдать за состоянием позвоночника и суставов (своевременное лечение заболеваний позвоночника и суставов позволяет избежать увеличенной нагрузки на стопы);
  • применение мазей, массажа, теплых ванночек для ног при незначительных признаках развития болезни.

Все эти меры также позволяют предупредить преждевременное старение костно-суставного аппарата человека, улучшить общее физическое состояние организма.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Корольков Олег Львович