Остеосинтез

Остеосинтез – это хирургическое вмешательство, направленное на сращение отломков костей при различных переломах и травмах. Соединение поврежденных костей происходит с применением специальных фиксационных средств.

Проведение грамотного остеосинтеза требует выполнение нескольких условий:

• операционная, оснащенная специальным оборудованием, необходимыми инструментами;
  • профессиональная бригада хирургов (остеосинтез – сложная операция, результат которой часто зависит от мастерства хирурга).

В Клинике Новая Медицина проведение остеосинтеза отвечает вышеперечисленным условиям: операционная европейского уровня и лучшие приглашенные специалисты из Москвы, Рязани и др.

Показания к остеосинтезу

С помощью остеосинтеза происходит лечение ложных суставов и разнообразных переломов костей. Этот способ позволяет устранить смещение отломков, обеспечить в правильном положении их прочную фиксацию, улучшить результаты лечения и сократить восстановительный период.

Показаниями для проведения операции являются следующие ситуации:

• переломы надколенника;
  • интерпозиция мягких тканей;
  • переломы шейки бедра (в случаях смещения отломков);
  • при угрозе повреждения нервов, тканей и крупных суставов;
  • переломы локтевого отростка;
  • если невозможно устранить смещения отломков при переломе;
  • в случаях открытого перелома;
  • внутрисуставные переломы;
  • при неправильно срастающихся переломах и др.

Следует знать, что перед остеосинтезом специалист должен оценить репаративную возможность костной ткани.

Противопоказания к остеосинтезу

Остеосинтез не может быть применен:

• если общее состояние пациента тяжелое;
  • при острых инфекционных заболеваний;
  • в случаях тяжелых хронических заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • если имеются нарушения периферического кровообращения;
  • при активном туберкулезе;
  • если у пациента лимфовенозная недостаточность и др.

Виды остеосинтеза

В медицинской практике выделяют 2 основных типа остеосинтеза:

1. Погружной (внутренний)

Крепление отломков костей проводится внутри тела пациента с применением фиксаторов.

В погруженном остеосинтезе выделяют подвиды:

• внутрикостный (крепление штифтами);
  • накостный (фиксация пластинами, винтами);
  • чрескостный (крепление винтами, спицами).

2. Чрескостный (наружный)

Фиксация проводится над кожей с помощью специальных аппаратов, состоящих из металлических колец, спиц и стержней (например, аппарат Илизарова).

А также выделяют открытый или закрытый остеосинтез. В наши дни травматологи все чаще прибегают к малоинвазивному остеосинтезу, то есть крепление фиксаторов происходит через микроразрезы кожи.

Следует упомянуть о фиксаторах (имплантах), играющих огромную роль в соединении костей. Существует огромное количество имплантов: разнообразные пластины, штифты, винты, спицы. Все они имеют различные формы и размеры. Для их изготовления используются металлы, не поддающиеся окислению тканями организма. Функция имплатов принимать на себя нагрузку до соединения костей. Поэтому они должны быть прочными и пластичными, чтобы выдерживать нагрузку и не сломаться. Еще одной важной характеристикой фиксаторов является биологическая совместимость с тканями организма. Такое свойство позволяет избежать удаление имплантов после сращения перелома.

Стабильный и нестабильный остеосинтез

В зависимости от способа фиксации выделяют стабильный и нестабильный остеосинтез. Стабильный подразумевает абсолютную неподвижность отломков костей в области перелома. В послеоперационный период при стабильном остеосинтезе пациент обходится без гипса. Благодаря чему возможно раннее функциональное лечение, способствующее восстановлению суставов и соединению костей поврежденной конечности.

При нестабильном остеосинтезе сохраняется подвижность костных отломков. В таком случае необходима дополнительная гипсовая фиксация. Травматолог применяет стабильный/нестабильный остеосинтез в зависимости от конкретного случая.

Осложнения после остеосинтеза

Поскольку остеосинтез является хирургическим вмешательством, то после операции существует небольшой риск возникновения осложнений:

• поломка фиксатора (как результат фиксатор может переместиться в мягкие ткани);
  • нагноение мягких тканей;
  • остеомиелит (инфекционно-воспалительные процессы);
  • вторичное смещение отломков.

В Клинике Новая Медицина риск появления осложнений из-за инфекции сведен к минимуму, так как в операционной строго соблюдаются правила стерильности и гигиены.

Реабилитация после остеосинтеза

После проведения операции лечащий врач расскажет пациенту обо всех восстановительных мерах в индивидуальном порядке. Общие реабилитационные меры включают:

• физиотерапевтические процедуры;
  • лечебную гимнастику;
  • массаж и кинезиологию;
  • электромиостимуляция и др.

Методы физиотерапии улучшают кровообращение, уменьшают отек, снижают болевые спазмы и др.ЛФК и массаж направлены на восстановление функций суставов и мышц, поврежденной конечности. Все меры направлена на скорейшее сращение поврежденных костей и возвращение утраченной трудоспособности.

Преимущества остеосинтеза

К преимуществам остеосинтеза относятся:

• возможность анатомического вправления костей (особенно важно при внутрисуставном переломе);
  • способность фиксировать отломки костей стабильно благодаря чему восстанавливаются местные биохимические процессы;
  • предотвращение кровопотери из фрагментов кости, мягких тканей;
  • соединение костей происходит значительно быстрее.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Корольков Олег Львович