Катаракта

Катарактой называют глазную болезнь, которая выражается помутнением хрусталика. Согласно ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), порядка 17 миллионов человек заболевает катарактой. Заболевание характерно для людей старше 50 лет, хотя может встречаться и в младшем возрасте.

Хрусталик представляет из себя «естественную» линзу, находящуюся между радужкой и стекловидным телом внутри глаза. Хрусталик пропускает лучи света и фокусирует на сетчатке различные изображения предметов. Благодаря свойствам хрусталика изображения получаются ясными и четкими, глаза видят предметы хорошо на близком или дальнем расстоянии.

Когда развивается катаракта, возникает помутнение хрусталика, нарушается его функция пропускания лучей, и в результате, изображения становятся размытыми и неясными. Постепенно снижается острота зрения, человек видит, как будто сквозь запотевшее стекло, при этом с годами область помутнения увеличивается в размерах. Запущенная катаракта может привести к слепоте человека! Поэтому, учитывая серьезные последствия болезни, необходимо как можно раньше начать лечение катаракты. Специалисты «Клиники Новая Медицина» не только избавят Вас от катаракты, но и восстановят остроту зрения!

Виды катаракты

В зависимости от причин, спровоцировавших развитие заболевания, выделяют следующие типы катаракты:

• врожденная катаракта (развивается у детей и связана с патологией хрусталика, сформировавшейся во внутриутробном периоде; возможно появление в силу наследственной предрасположенности);
  • травматическая катаракта (вследствие травмы глаза или ранения глазного яблока);
  • осложненная катаракта (вызванная другими заболеваниями глаза, например, глаукомой, близорукостью высокой степени и др.);
  • токсическая катаракта (развивается вследствие побочного эффекта, появившегося на фоне длительного приема лекарственных препаратов, например, кортикостероидов, антималярийных средств и др.);
  • лучевая катаракты (возникает в результате повреждения хрусталика энергией инфракрасных, рентгеновских или радиационных лучей. Чаще всего встречается у людей определенной профессии, например, у стеклодувов и др.);
  • возрастная катаракта (в результате возрастных изменений организма).

Стадии зрелости катаракты

В возрастной катаракте выделяют 4 стадии заболевания в зависимости от степени ее зрелости:

1. Начальная катаракта. Характеризуется скоплением излишнего количества жидкости в хрусталике, в результате в корковом слое появляются «водяные щели», а затем и плоскостные помутнения. Такие помутнения на хрусталике имеют свойственную для этой стадии форму «наездников».

2. Незрелая катаракта. Сформировавшиеся в первой стадии помутнения продолжают прогрессировать и перемещаются центральную оптическую зону в сторону капсул хрусталика. Эти перемещения провоцирует значительное снижение остроты зрения.

3. Зрелая катаракта. Помутнения покрывают полностью кору хрусталика. Острота зрения понижается до уровня светоощущения.

4. Перезрелая катаракта. Болезнь прогрессирует. Происходит распад волокон хрусталика и расщепление коркового вещества. В результате разжижжения корка становится однородного молочно-белого оттенка, капсула хрусталика становится в складках и форма хрусталика напоминает мешочек.

Причины появления катаракты

Развитие катаракты может быть спровоцировано следующими факторами:

• генетической предрасположенностью;
  • травматизацией глаза (химическим или механическим воздействием на глаз, в результате контузионной травмы);
  • другими глазными заболеваниями (воспалительные процессы в глазу, глаукома);
  • расстройствами эндокринной системы (на фоне авитаминоза, сахарного диабете, при нарушении обмена веществ);
  • ультрафиолетовым и лучевым облучением;
  • токсическим отравлением (нафталином, ртутью и др.);
  • длительным приемом некоторых медикаментов (ингаляционные стероидные препараты и др.);
  • повышенной радиацией;
  • неблагоприятной экологической обстановкой.

Симптомы катаракты

В случаях заболевания катарактой человек видит, как в тумане или сквозь падающую воду. По мере развития болезни зрение ухудшается, перед глазами все чащи возникают мелькающие полоски, пятна, штрихи, появляются двоякие изображения, размытость предметов. Человек все больше испытывает трудности во время чтения, письма, шитья, работы с мелкими деталями. Цвет зрачка меняется с черного на белый в зависимости от «созревания» катаракты.

Диагностика катаракты

Диагностика глаз пациентов с катарактой непростая процедура, которая еще больше осложняется, если на хрусталике имеются ярко выраженные помутнения. А также возможны затруднения при оценке состояния стекловидного тела и сетчатки глаза. Поэтому для определения более точного диагноза и состояния частей глаза используются специальные офтальмологические методики.

При диагностике катаракты врачи-офтальмологи применяют различные методы:

• визометрию (определение остроты зрения);
  • биомикроскопию (изучение переднего отрезка глаза);
  • офтальмоскопию (осмотр глазного дна, позволяющий оценить состояние глазного нерва и сетчатки);
  • периметрию (исследование полей зрения);
  • тонометрию (измерение внутриглазного давления);
  • гониоскопию (изучение угла передней камеры);
  • компьютерную кераторефрактометрию (определение степени рефракции, измерение преломляющей силы и кривизны роговицы) и др.

Более подробную информацию об офтальмологических методах диагностики читайте в разделе «Об офтальмологии».

Лечение катаракты

В случаях диагноза «Катаракта» пациенту следует незамедлительно начать лечение, так как возвращение хорошего зрения зависит от устранения заболевания. В офтальмологии для лечения катаракты применяются два подхода – консервативный и хирургический.

Консервативное лечение катаракты

Консервативная терапия является устаревшим методом, поскольку она позволяет замедлить развитие катаракты, а не устранить ее. Безоперационное лечение продолжается в течение долгого периода времени и требует регулярного приема медикаментозных препаратов. В качестве медикаментов используются разные глазные мази или капели, назначенные специалистом. В каплях содержатся определенные микроэлементы (аминокислоты, витамины (В2, С), антиоксиданты и др.), которые компенсируют нехватку веществ в глазах, вызывающих катаракту.

Консервативное лечение назначается только в тех случаях, когда операция откладывается по некоторым причинам или когда хирургическое вмешательство противопоказано по состоянию здоровья пациента. А также безоперационное лечение проводится только на начальных стадиях созревания катаракты для снятия некоторых симптомов болезни.

Хирургическое лечение катаракты

Операционное лечение катаракты является самым популярным и эффективным методом. Благодаря операции удается полностью восстановить зрение и избежать повторного развития катаракты! Хирургическое лечение катаракты считается не только современным методом, но и единственным способом, позволяющим на 100% избавиться от катаракты.

В «Клинике Новая Медицина» проводится факоэмульсификация катаракты. Суть операции состоит в удалении поврежденного хрусталика и его замене на искусственную линзу. Для этого пациенту делают микроразрез стенки глаза, который быстро заживает и не оставляет никаких следов. Операция проходит безболезненно, так как пациенту делают местную капельную анестезию, и длится она не больше 20 минут. После операции пациенту накладывается повязка на глаз, и он может возвратиться домой в этот же день.

Необходимо понимать, что только операция позволяет избавиться от катаракты раз и навсегда! Не рекомендуется откладывать хирургическое лечение, если у пациента нет противопоказаний к проведению операции. Так как запущенная стадия катаракты провоцирует нарушение оттока внутриглазной жидкости, в результате чего возможно развитие серьезного осложнения катаракты — вторичной глаукомы. Пациенту грозит безвозвратная потеря зрения! Чтобы избежать каких-либо осложнений, необходимо провести операцию, как можно раньше.

В «Клинике Новая Медицина» работают хирурги-офтальмологи с опытом проведения сложнейших операций. После проведения операции наши пациенты испытывают не только радость от возвращения зрения, но и удивление от нового взгляда на мир!

Период реабилитации

После операции следует придерживаться определенных рекомендаций:

1. В течение нескольких дней необходимо воздержаться от сна на животе и оперированной стороне. Соблюдение постельного режима зависит от самочувствия и желания пациента.

2. В гигиеническом плане следует избегать попадания воды, мыла и каких-либо средств в глаза. В ситуациях, когда в оперированный глаз проникает какое-либо вещество, необходимо промыть глаз водным раствором фурацилина 0.02% (возможно промывание водным раствором левомицетина 0.25%).

3. Носить марлевую повязку на оперированном глазу. Повязка предотвращает попадание частиц пыли, находящихся в воздухе, и снижает воздействие яркого света.

4.Применять выписанные врачом глазные капли, обладающие дезинфицирующими и, противовоспалительными свойствами. Капли способствуют быстрому заживлению, снижают риск возникновения инфекционных осложнений. Вместе с рецептом капель пациент получит необходимые рекомендации относительно их использования.

5. Посещать специалиста в назначенный день. При осмотрах врач контролирует процесс восстановления глаза и принимает необходимые лечебные меры, если возникают какие-либо отклонения в процессе выздоровления.

Все вышеперечисленные меры подходят всем пациентам. Однако при необходимости врач разработает индивидуальную программу лечения и график офтальмологических осмотров в тяжелых случаях. Обо всех реабилитационных мерах необходимо проконсультироваться со специалистом!

Профилактика катаракты

Поскольку формирование катаракты зависит от нескольких причин, то профилактические меры направлены на уменьшение воздействия факторов, провоцирующих развитие болезни:

1. Своевременное лечение глазных заболеваний.

2. Ношение солнцезащитных очков позволяет защитить снижающих вредное воздействие УФ-излучения.

3. Постоянный контроль за уровнем сахара в крови, если Вы страдает сахарным диабетом.

4. Придерживаться здорового образа жизни: не злоупотреблять алкогольными напитками, курением, заниматься спортом, следить за весом, избегать негативных эмоций и др. Несмотря на то, что эти меры носят общий характер, они помогают не только замедлить процесс старения организма, но и развитие возрастной катаракты.

5. Принимать некоторые лекарственные препараты с осторожностью (стероидные препараты, некоторые виды антидепрессантов).

В медицинской практике пока не разработаны точные профилактические меры по предотвращению катаракты. Однако, соблюдая вышеперечисленные действия, риск возникновения катаракты немного уменьшится.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Ким Ирина Витальевна