Протрузия межпозвонкового диска

Первой стадией формирования грыжи межпозвоночного диска является протрузия диска. На этой стадии волокна фиброзного кольца (волокна, спирально закрученные вокруг межпозвоночного диска) начинают разрушаться, но разрыва внешней оболочки не происходит, поэтому пульпозное ядро (мягкая желатиноподобная структура) остается в пределах межпозвонкового диска.

Существует также понятие пролапса (выпадения) межпозвоночного диска.Под пролапсом понимается выпадение элементов пульпозного ядра в результате разрыва фиброзного кольца. Следствием пролапса является именно межпозвоночная грыжа. Местонахождение и величина протрузии межпозвоночного диска определяют ее воздействие на организм и возможность образования протрузий вновь. При своевременном лечении протрузии межпозвоночного диска в грудном, поясничном или шейном отделах позвоночника можно полностью устранить.

Причины появления протрузии диска

Позвоночник окончательно формируется к 22-24 годам. И его подвижность зависит главным образом от межпозвоночных дисков.

При физической активности роль дисков особенно важна: они выполняют роль своеобразных амортизаторов в поясничном и шейном отделах. Под действием силы тяжести и в результате физических нагрузок толщина межпозвонковых дисков постепенно уменьшается.

Позвонки сближаются друг с другом, истончая межпозвоночный диск, который постепенно выпадает в спинномозговой канал. Это представляет огромную опасность для нервов и сосудов, расположенных в спинномозговом канале. Помимо защемления нервных окончаний нарушается стабильность позвоночного сегмента.

Пульпозное ядро, на 80% состоящее из воды, подсыхает и слегка утрачивает амортизирующую функцию. Одновременно фиброзное кольцо истончается, в нем появляются трещины. В эти трещины смещается студенистое ядро. Происходит выпячивание в спинномозговой канал или протрузия диска.

Если же происходит разрыв фиброзного кольца межпозвоночного диска в купе с выпячиванием элементов студенистого ядра, образуется пролапс, т.е. выпадение межпозвоночного диска в спинномозговой канал. Это называют истинной межпозвоночной грыжей.

Симптомы протрузии межпозвонковых дисков

При протрузии характерны следующие симптомы:

• болевые ощущения в области поврежденного диска;
  • онемение и сильные боли при сгибании спины;
  • нарушения двигательной функции органов;
  • при протрузии шеи возможно появление боли в руках и плечах, онемение пальцев рук, головокружения, мигрень;
  • покалывания, изменение цвета и влажности кожи, «мурашки» в зоне иннервации;
  • скачки артериального давления.

Как видно, БОЛЬ является общим проявлением протрузии межпозвонкового диска.

В зависимости от заблокированного нерва боль может отдавать в верхние и нижние конечности, межреберные промежутки, затылок, шею. Это может сопровождаться ослаблением силы мышц, нарушением чувствительности и длительными мышечными болями в иннервированных участках. При этом седалищные нервы страдают от сдавливания в первую очередь ввиду их анатомического расположения.

Источником боли является не сама протрузия, а структуры, расположенные близко от нее (сосуды, твердая мозговая оболочка, связки, мышцы).

Распространенным симптомом является онемение пальцев рук. Онемение появляется из-за напряжения мышц шеи, через которые к руке проходят сосуды и нервы.

Чем опасна протрузия позвоночного диска?

• наиболее опасны протрузии межпозвонковых дисков шейного отдела. Они часто приводят к гипертонии, нарушению подвижности рук и пальцев, гипотонии и даже инвалидизации;
  • из-за блокирования нервных корешков могут произойти сбои в работе внутренних органов;
  • разрыв фиброзного кольца с ущемлением нервных окончаний может привести к параличу.

Причины возникновения протрузии межпозвонкового диска

Факторы развития протрузии могут быть самыми разнообразными:

• Остеохондроз позвоночника;
  • Остеопорозные переломы позвонков и хронические микротравмы позвоночника;
  • Врожденный или дегенеративный спондилолистез и другие патологии;
  • Сколиоз, лордоз, кифоз;
  • Нарушения обмена веществ;
  • Травмы позвоночника (автомобильные и родовые);
  • Наследственность, вирусы, инфекции, неправильное питание и заболевания внутренних органов;
  • Большие нагрузки на позвоночный столб (резкие наклоны и повороты корпуса);
  • Слабый мышечный каркас туловища;
  • Возрастные изменения.

Протрузии межпозвонковых дисков шейного и поясничного отделов возникают чаще остальных, так как эти отделы более подвижны, поэтому подвержены травмам и перегрузкам.

Диагностика протрузии диска

Для точной диагностики протрузии межпозвоночного диска необходимо провести магнитно-резонансную томографию (МРТ) поврежденного сегмента позвоночника. Это абсолютно безопасный метод исследования, дающий полную информацию о размерах позвоночного канала, величине протрузии и выраженности воспалительных процессов.

К сожалению, компьютерная томография (КТ) часто предоставляет неверные параметры о протрузии межпозвоночного диска и часто отображает неправильную информацию об исследуемом участке позвоночника.

В 90% случаев своевременная консультация и правильное лечение позволяют справиться с протрузией межпозвоночных дисков.

Лечение протрузии

Лечение протрузии межпозвонковых дисков зависит от степени развития заболевания. Алгоритм лечения схож с действиями, выполняемыми в связи с нестабильностью позвоночника. Специалисты «Клиника-НМ» не рассматривают протрузии межпозвонковых дисков как локальное проявление боли. Поэтому лечение протрузии межпозвонковых дисков в нашей клинике в первую очередь направлено на устранение причин заболевания.

На первых этапах применяются консервативные методы лечения протрузии межпозвонковых дисков, направленные на снятие болевого синдрома:

• нестероидные противовоспалительные средства (НПВС): кеторол, диклофенак, кетонов, ксефокам, мовалис и др.;
  • биологически активные добавки (БАДы) для укрепления хрящевой ткани, имеющие в составе глюкозамингликаны и хондраитинсульфат;
  • витамины: нейромультивит, мильгамма и т.п.;
  • физиотерапия (электрофорез с карипазимом), массаж, мануальная терапия;
  • ношение корсета;
  • вытяжение, но только верными методами и только у проверенных специалистов (подробнее читайте в статье «Вытяжение позвоночника»).

Но если консервативные методы лечения уже не помогают, то стоит подумать об операции.

В «Клиника-НМ» проводятся современные и эффективные операции по лечению протрузии межпозвонковых дисков.

Нуклеопластика

Чтобы снять приступ боли и пролечить состояние, которое к нему привело, применяют нуклеопластику. При этом не потребуется ни госпитализации, ни серьезных вмешательств. Суть методики заключается в том, что врач вводит пациенту в межпозвонковый диск полую иглу. После того, как доктор с помощью рентгена убеждается, что игла расположена над поврежденным участком межпозвонкового диска, в него могут быть введены:

Выбор компонента зависит от методики. Любой из них понижает давление внутри диска, устраняет боль и убирает воспаление. Отек постепенно уходит и ущемленный нервный корешок освобождается.

«Клиника-НМ» является первой в России, которая применяет на практике лечение озоном. Наши доктора прошли специальное обучение в медицинском центре профессора Lulecci, в Стамбуле.

Микрохирургическое удаление грыжи межпозвонкового диска или микродискэктомия

С того момента, как микродискэктомия являлась «золотым стандартом» нейрохирургии в лечении грыж и протрузий межпозвонковых дисков прошло лишь несколько лет. Методика заключается в том, что врач через небольшой разрез удаляет протрузию межпозвонкового диска. Для этого используется специальный инструмент. После удаления поврежденной ткани протрузии, вводится специальный состав, способствующий регенерации, в окружающие ткани – паста для правильного сращивания и заживления. В исключительных случаях требуется замена межпозвонкового диска.

Еще одним нововведением «Клиника-НМ» является то, что для регенерации тканей межпозвонкового диска мы используем генетические материалы самого пациента. Для этого мы используем плазму его крови, особо обрабатываем ее и вводим в ткани для их восстановления. Благодаря наличию в плазме факторов роста, межпозвонковый диск быстро и качественно восстанавливается.

Любая протрузия межпозвонкового диска при неправильном или запоздалом лечении может стать грыжей позвоночника!

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Ахмад Айман Аднан