Нестабильность позвоночника

Что такое нестабильность позвонков?

Боли в спине всегда сигнализируют о проблемах с позвоночником. Вопрос в том каковы размеры этих проблем. Слабые боли в спине могут быть признаком нестабильности позвоночника — проблемы, которые могут обернуться тяжелым заболеванием позвоночника.

Нестабильностью позвоночника называют чрезмерную подвижность позвонков в определенном сегменте позвоночного столба.

При нестабильности позвоночника часто используют понятие позвоночно-двигательного сегмента (ПДС) — это функциональная единица позвоночника, использующаяся для измерения отклонений кинематических свойств позвоночника от норм.

Позвоночно-двигательный сегмент состоит из двух позвонков, объединенных межпозвонковым диском (имеющим особое значение, так как позволяет амортизировать нагрузки и удары), а также из мышц и связок. Фасеточные суставы (суставные отростки) обеспечивают около 20% стабилизации на скручивание.

Нарушение функции позвоночно-двигательного сегмента проявляется в 2 вариантах:

• в виде нестабильности;
  • в виде блокады.

При нестабильности сегмента позвоночника появляются предпосылки для чрезмерно широкого диапазона движений. Это может привести к ущемлению нервов и появлению боли.

При блокаде происходит обратная ситуация: диапазон движений между позвонками сужается. Но при этом возрастает объем двигательной активности в соседних сегментах позвоночника. Это явление называется компенсацией, что сохраняет нужный объем движений в позвоночнике.

И при нестабильности сегмента позвоночника и при блокаде появляется нестабильность позвоночно-двигательного сегмента.

Нестабильность позвоночника встречается чаще всего в поясничном и шейном отделах позвоночника, так как именно эти сегменты наиболее подвижны и испытывают большие нагрузки, чем, например, грудной сегмент позвоночника.

Виды нестабильности

Различают несколько видов нестабильности позвоночника:

• послеоперационная (нарушение целостности опорных комплексов во время оперативного вмешательства);
  • посттравматическая (развивается в результате травмы, к которой относятся перелом, переломовывих и вывих позвонков);
  • дегенеративная (при остеохондрозе позвоночника);
  • диспластическая (при неправильном развитии тканей и органов. Обычно дисплазия врожденная, но может проявиться и после рождения).

Симптомы, характерные для нестабильности позвоночника

Симптомы отличаются в зависимости от локализации нестабильности в позвоночном сегменте и степени воздействия на нервные образования. Для шейного отдела позвоночника характерны болевые ощущения, усиливающиеся при физической активности. Сначала происходит перенапряжение мышц шеи, а затем возникает их спазм, ухудшается циркуляция крови и тонус. Со временем больной перестает справляться с обычными физическими нагрузками. При развитии нестабильности и прогрессировании стеноза спинномозгового канала возникает воздействие на нервные образования и спинной мозг. Появляются следующие осложнения:

• кардиальный синдром, компрессия спинного мозга;
  • цервикалгия;
  • радикулопатия;
  • плечелопаточный периартрит;
  • синдром малой грудной мышцы;
  • синдром позвоночной артерии.

Локальная нестабильность в поясничном отделе проявляется в виде спондилолистеза (смещение одного из позвонков относительно нижележащего). Первоначально спондилолистез обнаруживает себя эпизодическими болями в пояснице. После физических нагрузок боль постепенно усиливается и может отдавать в нижние конечности (например, при наклоне). Также возможно появление слабости в ногах, боли в бедрах, тазобедренных суставах и голени. В конечном итоге спазм мышц приводит к уменьшению как активных, так и пассивных движений.

Выраженность симптомов зависит от степени смещения позвонков и их воздействия на нервные образования.

Опасность нестабильности позвоночника

Сильные смещения могут привести к парезам, гипотрофии мышц, нарушениям чувствительности, вегетативным нарушениям, а иногда – к развитию синдрома конского хвоста (нарушения функции кишечника и мочевого пузыря, моторные нарушения, сопровождающиеся сильными болями).

Нестабильность позвоночника может привести к повреждению спинного мозга с риском возникновения паралича или к сдавливанию сосудов, из-за которых возникают головокружение, мигрень и скачки артериального давления.

Нестабильность позвоночника также усугубляет развитие остеохондроза и ведет к артрозу межпозвонковых суставов.

В исключительных случаях нестабильность позвоночника через несколько лет может восстановиться благодаря краевым разрастаниям (остеофитам). И боль стихает. Но это сравнимо с выигрышем в лотерею. Гораздо чаще нестабильность позвонков провоцирует серьезные изменения в позвоночнике, что приводит к стойким болевым ощущениям.

Развитие нестабильности позвоночника: причины и механика процесса

Причинами появления нестабильности могут стать:

• профессиональные и бытовые травмы (падения с высоты, автомобильные аварии, подъем тяжестей и др.);
  • остеохондроз;
  • операции на позвоночнике;
  • дегенеративные изменения (из-за возраста);
  • слабые суставы и связки (генетически, из-за питания или образа жизни в целом).

Чаще всего нестабильность позвоночно-двигательного сегмента обусловлена дегенеративными изменениями в межпозвоночном диске. Это выражается в уменьшении амортизационных функций диска и увеличении амплитуды движений в расположенном выше сегменте. Возникает S-образная деформация и, соответственно, чрезмерная нагрузка на связки и фасеточные суставы.

Огромное значение в развитии нестабильности позвоночника играет мышечный аппарат: развитые спинные мышцы позволяют компенсировать излишнюю подвижность. Но ощущения боли постепенно сковывают движения, что приводит к гипотрофии мышц и усугубляет заболевание. Человек непроизвольно начинает избегать боли и со временем возникает стереотип движений, закрепляющий патологию. При этом мышцы, не участвующие в движении, становятся вялыми, а мышечная сила и их тонус снижаются.

Диагностика

Диагностика нестабильности позвоночника учитывает историю болезни, жалобы пациента, результаты осмотра, результаты инструментальных методов исследования и неврологического статуса. Оценивается амплитуда движений в различных сегментах позвоночника, усиление болезненности при определенных движениях, наличие деформаций, функциональных блоков и мышечных спазмов.

• Рентгенография

Из инструментальных методов используется обычная рентгенография и более показательная — рентгенография с функциональными пробами. Явным признаком наличия нестабильности позвоночника является смещение позвонка назад или вперед более чем на 3 мм при проведении рентгенографии с разгибанием и наклоном вперед. Но рентгенография хороша только при исследованиях костных структур.

• Томография

При необходимости диагностики мягких тканей (нервные образования, мышцы, хрящевая ткань, связки) требуется томография (компьютерная или магнитно-резонансная). Магнитно-резонансная томография идеально подходит для диагностики стеноза спинномозгового канала, ущемления нервного корешка, грыжи межпозвоночного диска и т.д.

• Миелография

Возможно проведение миелографии при выявлении ликвородинамических нарушений (ненормальная циркуляция спинно-мозговой жидкости).

• Электромиография

Применение электромиографии (измерение биоэлектрических потенциалов в скелетных мышцах) нужно выполнить при обнаружении сдавленности периферических нервов.

• Лабораторная диагностика

Проводится для дифференциации с онкологическими или инфекционными заболеваниями.

Диагностика позволяет как определиться с диагнозом, так и выработать эффективную тактику лечения (выбрать консервативное или оперативное).

Лечение нестабильности позвоночника в «Клинике Новая Медицина»

Методика лечения нестабильности позвоночника индивидуальна в отношении каждого пациента и зависит от наблюдаемых симптомов и степени смещения позвонка.

Первоначально применяют консервативную терапию. Ее цель заключается в избегании оперативного вмешательства.

• Назначают прием обезболивающих препаратов: кетанол, кетанов, найс.
  • Вытяжение лишь усугубляет ситуацию, поэтому не рекомендуется.
  • В 20-30% может помочь остеопатия, но только проведенная профессиональным специалистом-остеопатом.

При неэффективности консервативных методов лечения требуется оперативная стабилизация позвонков.

В «Клинике Новая Медицина» опытные специалисты применяются новейшие методы, лечащие нестабильность позвоночника и предостерегающие развитие осложнений. Мы используем авторскую методику, разработанную Владимиром Валентиновичем Доценко. Автор методики выполнил более 2000 операций (из них более 400 выполнено за рубежом) при лечении различных заболеваний позвоночника. Владимир Валентинович лично оперирует в «Клинике Новая Медицина».

Оперативное лечение нестабильности позвоночника заключается в стабилизации позвоночника с помощью пластики (используется костная ткань или керамика) и различных титановых конструкций. В результате операции функция сегмента возлагается на соседние сегменты. Поэтому, важное значение приобретает ранняя реабилитация для усиления мышечного корсета.

В «Клинике Новая Медицина» для решения этой задачи используются инновационная методика регенерации тканей с помощью генных материалов самого пациента. Плазма крови, взятая у пациента, обрабатывается специальным образом и, обогащенная факторами роста, доставляется к месту поврежденных тканей. Благодаря этому ткани быстро восстанавливаются и срок реабилитации сокращается.

СПЕЦИАЛИСТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

Фото врача - Ахмад Айман Аднан