Факторы риска рака молочной железы

Самым распространенным онкологическим заболеванием, от которого страдают женщины, является рак молочной железы. Научно доказано, что ни травмы, ни прикосновения к груди не вызывают появления раковой опухоли. Однако выделяют несколько факторов риска, способствующих формированию болезни.

Факторы риска делят на:

• подконтрольные (которые человек в силах контролировать, например, курение);
  • неизбежные (которые невозможно контролировать, например, генетический фактор).

Неизбежные факторы риска рака молочной железы:

1. Возрастной фактор. С возрастом риск развития рака повышается. Поэтому женщинам после 30 лет рекомендуется проводить регулярные самостоятельные осмотры груди и в случае обнаружения уплотнений обратиться за консультацией к специалисту. А после 40 лет посещение врача-маммолога и проведение диагностики молочных желез 2 раза в год является обязательным.

2. Генетическая предрасположенность. Возможность развития болезни возрастает в случае наличия онкологического диагноза по семейной линии. Вероятность увеличивается еще больше, если рак молочной железы появился у родственников до 50 лет. Зная о генетическом факторе, Вы можете начать раньше наблюдаться у специалиста и проводить регулярные обследования, чтобы снизить риск появления болезни.

3. Изменения генов. Возможность передачи рака по наследственной линии зависит от изменений, произошедших в структуре генов, связанных с выработкой белка. Белок отвечает за нормальное формирование клеток молочных желез. Отклонения в структуре генов являются довольно редкими случаями, но их часто обнаруживают у женщин с генетической предрасположенностью.

4. Прохождение лучевой терапии на органы грудной клетки в подростковом возрасте. Если женщина моложе 30 лет подвергалась лучевой терапии, то возможность развития рака молочных желез возрастает. Пациентки, прошедшие лучевую терапию из-за лимфогранулематоза, также склонны к онкологическим заболеваниям.

5. Особенности менструального цикла. Женский организм зависит от количества эстрогенов, вырабатываемых яичниками. Ранняя менструация (до 12 лет), а также поздняя менопауза (позже 55 лет) продлевают воздействие эстрогенов на женский организм, а это повышает риск развития рака молочной железы.

6. Поздняя беременность. Не рожавшие и поздно родившие женщины также относятся к группе риска. Объясняется это тем, что эстроген дольше воздействует на женский организм и провоцирует развитие рака, а в случае беременности преобладает «безопасный» гормон – прогестерон.

7. Расовая принадлежность. Исследования показали, что рак молочной железы наблюдается реже у афроамериканок, латиноамериканок, азиаток, в сравнении с женщинами, относящимися к европеоидной расе.

8. Плотность тканей молочных желез. Благодаря рентгенограмме молочных желез можно определить участки жировой (неплотной) и уплотненной ткани. Уплотненный участок состоит больше из соединительной и железистой тканей. Именно железистый эпителий больше всего подвержен патологическим изменениям. Поэтому женщины, имеющие уплотненную ткань молочных желез, больше рискуют заболеть онкологией.

Факторы риска рака молочных желез, поддающиеся контролю

Провоцируют развитие рака молочных желез:

• курение;
  • недостаточная физическая активность;
  • злоупотребление алкоголем;
  • избыточный вес;
  • отказ от самообследования и консультации у врача-маммолога.

Эти факторы риска женщина может контролировать и изменить, чтобы уменьшить шансы появления рака молочной железы.

Профилактика рака молочных желез

Чтобы избежать появления рака молочных желез, следует соблюдать следующие рекомендации:

1. Ограничить курение. Курение провоцирует многочисленные заболевания, среди которых и рак молочных желез. Эта вредная привычка вызывает осложнения и после лечения онкологии и ухудшает состояние легких.

2. Повысить физическую активность. Физическая активность важна для здоровья всего организма. Физические упражнения, помимо улучшения состояния сердечно-сосудистой системы, уменьшают риски развития рака, избавляют от лишнего веса, оказывают влияние на уровень эстрогенов, а также улучшают работу иммунной системы.

3. Контролировать вес. Избыточный вес увеличивает количество эстрогенов, способствующих появлению уплотнения в груди. А также стоит отметить, что женщины с лишним весом ведут менее активный образ жизни и склонны к развитию ожирения. Поэтому важно следить за своим весом и употреблять в пищу низкокалорийные продукты, фрукты и овощи.

4. Ограничить количество употребления алкоголя. Чрезмерное употребление алкоголя негативно воздействует на здоровье всего организма и ослабляет иммунную систему.

5. Избегать стрессовых ситуаций. Как известно, самочувствие женщины сильно зависит от ее эмоционального состояния. Депрессии, постоянные стрессы, негативные эмоции провоцируют нарушения в эндокринной и иммунной системах, отвечающих за состояние здоровья всего организма. Сбой на эндокринном уровне ведет к серьезным проблемам с иммунной системой, что влечет за собой высокую степень риска развития онкологии.

6. Посещать врача-маммолога и проводить диагностику молочных желез ежегодно.Профилактические осмотры у маммолога позволяют каждой женщине быть уверенной в своем здоровье и выявлять заболевания молочных желез на начальных стадиях формирования.

Наличие факторов риска у женщин не означает, что появление злокачественной опухоли неизбежно. Многие женщины с факторами риска живут долго и счастливо без возникновения рака.

В «Клинике Новая Медицина» Вы можете получить грамотную консультацию врача-маммолога.