Гипокситерапия (ПНГ)

Лечение и профилактика заболеваний методом прерывистой нормобарической гипокситерапии (ПНГ) в Клиника-НМ.

Немного о методе лечебной гипокситерапии.

Метод прерывистой нормобарической гипокситерапии (ПНГ) «Горный воздух» — обеспечивает развитие в организме дозированной по глубине и времени гипоксии при дыхании газовыми смесями с пониженным содержанием кислорода. Нормобарическая гипокситерапия повышает неспецифическую резистентность организма, при этом возрастает устойчивость к различным формам стресса, утомлению, гипоксии, ускорениям, шуму, вибрациям, радиации, токсическим веществам. Уве личивается умственная и физическая работоспособность.

Применение гипокситерапии оказывает положительное действие на кинетику кислородного метаболизма и кислотно-основное состояние, нормализует показатели углеводного, жирового, белкового обменов и электролитного спектра крови, нормализует параметры иммунологичес кого статуса, повышает противовоспалительный потенциал, активизиру ет деятельность жизненно важных систем организма.

Как возникла идея применения гипоксии.

О целебных свойствах горного воздуха известно уже давно. Оказалось, что целебное действие горного воздуха связано с пониженным содержанием кислорода в его составе. При этом, чем выше человек поднимается в горы, тем ниже содержание кислорода в окружающем воздухе. Жизнь человека непосредственно зависима от кислорода. Поэтому даже при незначительном снижении содержания кислорода в окружающем воздухе человеческий организм реагирует очень бурно, включая большое количество защитных механизмов саморегуляции.

Что мы лечим.

Трудно перечислить все показания к применению ЛГ, их масса.

Выделим основные:

• реабилитация после перенесенного ковид-19
  • снижение иммунитета, частые воспалительные заболевания;
  • снижение потенции (нейрогенное);
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы (ИБС, кардиосклероз, гипертоническая болезнь I – II аст.);
  • нейроциркуляторная дистония;
  • хронические неспецифические заболевания легких;
  • бронхиальная астма;
  • аллергические заболевания;
  • гипопластические, железодефицитные анемии;
  • нарушение обмена веществ;
  • синдром утомляемости, астении и невроза;
  • снижения работоспособности.

Также ЛГ успешно применяется:

• в спортивной практике (тренировка к гипоксическим нагрузкам на соревнованиях);
  • в наркологической практике;
  • в учреждениях санаторно – курортного профиля для повышения неспецифической резистентности организма;
  • для тренировки человека к экстремальным ситуациям;
  • поддержания “молодого” внешнего вида, упругости кожи и многое другое.

Об эффекте гипоксии

На чем же основан доказанный многолетней лечебной практикой положительный эффект гипоксии?

Попробуем разобраться. Начнем с отрицательного. Сразу оговорюсь, что речь у нас идет только о гипоксии, связанной с низким содержанием кислорода в окружающем воздухе. При вдохе в легкие попадает обедненный кислородом воздух, пониженное количество кислорода проникает из легких в кровь, и такая обедненная кислородом кровь поступает ко всем тканям организма.

Кислород же жизненно необходим для нормальной работы клеток, при его нехватке нарушается их энергетика, а без нормального снабжения энергией не может быть и стабильной функции. Поэтому длительное кислородное голодание приводит к гибели клеток и развитию серьезных патологических нарушений практически во всех органах и системах организма. Больше всего страдает нервная система, клетки которой, особенно клетки коры головного мозга, очень чувствительны к гипоксии.

Но есть и «обратная сторона медали». Положительным является то, что как только организм оказывается в среде с пониженным содержанием кислорода, в нем сразу же включаются системы защиты.

В их основе лежит (да-да, та самая!) стресс-реакция, которая усиливает выработку гормонов адаптации, увеличивает способность клеток на биохимическом уровне усваивать имеющийся кислород и повышает энергетику клеток — организм «рассматривает» гипоксию как стрессовый фактор.

Сначала включаются «аварийные механизмы»: в результате возбуждения клеток головного мозга, особенно чувствительных к гипоксии, учащается дыхание, возрастает частота сердечных сокращений и скорость кровотока, увеличивается кровоснабжение жизненно важных органов (мозга, сердца, легких), повышается количество эритроцитов в кровяном русле за счет выхода их из депо; в ответ на разрушение эритроцитов в условиях гипоксии организм усиливает их выработку в большем количестве и стимулирует синтез гемоглобина.

Эти изменения направлены на усиление доставки к клеткам кислорода и облегчение его использования. Возникшие в организме реакции активно способствуют его адаптации к существованию в неблагоприятных условиях.

При гипоксии увеличиваются даже диаметр, длина и количество функционирующих капилляров — мелких кровеносных сосудов, в которых происходит газообмен (а как это важно при инфаркте, когда закупорка небольшого сосуда нарушает подачу крови к участку сердечной мышцы!); увеличивается масса дыхательных мышц и легочных структур, повышается устойчивость клеток к разрушению и гибели. И вот тут важно уловить момент, пока все эти процессы активизированы, и грамотно способствовать усилению защитных механизмов (именно в этом состоит основная задача врача-адаптолога).

В противном случае в организме произойдет истощение запасов гормонов, ферментов и «строительных материалов» для осуществления защитно-приспособительных функций, что снизит его способность к адаптации и может перевести в состояние болезни.

Таким образом, в результате адаптации к гипоксии повышается резистентность (устойчивость) организма к самым различным стрессовым факторам: к физическому и эмоциональному перенапряжению, конфликтным ситуациям, атеросклерозу, к токсическим (отравляющим) веществам (в том числе к алкоголю, никотину, наркотическим и лекарственным веществам, промышленным и растительным ядам); снижаются повышенное артериальное давление и повышенная функция щитовидной железы, ускоряется переход кратковременной памяти к долговременной, наблюдаются противоаллергический, противорадиационный и противоопухолевый эффекты.

Это явление называется «перекрестной адаптацией» и используется в практической медицине.